Приэльбрусье отрыто после отличных снегопадов. Все этого ждали. Некоторые, даже не смогли дождаться. Вот, одна журналистка написала гневную статью в Московском комсомольце о том, как ее плохо поселили, как ее плохо покатали и как ее плохо защищали от лавинной опасности. Слава Богу она останавливалась не в нашем отеле.

 

Единственное, с чем можно согласиться, Приэльбрусье – это не Италия. Здесь нет того апрески, к которому привыкли завсегдатаи европейских курортов. Здесь нет вертолетов. Здесь нет инструкций по пользованию розетками и прочей сантехникой. Здесь очень многие процессы заточены на здравый смысл нормальных людей, не рассчитывающих получить компенсацию за то, что их не предупредили об очевидных вещах.

 

Зато у нас есть высочайшая вершина Европы и лучшие спасатели России. Терскольский спасотряд многократно занимал первые места на Всероссийских ведомственных соревнованиях. При высокой лавинной опасности или сильном ветре канатные дороги немедленно закрываются. Ежедневно отслеживается снеговая нагрузка склонов. При необходимости по утрам производится обстрел «заряженных» избыточной нагрузкой участков и принудительный спуск лавин, пока они не набрали опасной силы. Во время данных работ закрыты не только склоны, но и дороги. Спасатели даже публикуют в социальных сетях вот такие наглядные картинки.

 

На картинке ниже голубые линии указывают на следы проезда внетрасс, вызвавшие сход очагов из очерченых желтым областей. Красные области - области сошедших лавин, в том числе и спровоцированных внетрассовым проездом.

 

 

Те участки, которые невозможно обстрелять, обрабатываются спасателями-лыжниками. В спасслужбе Курорта Эльбрус работают лучшие райдеры России. Так, Идрис Узденов неоднократно занимал первые места на соревнованиях по фрирайду FWQ, в прошлом году он занял 2 место на одном из этапов Чемпионата Европы. Эти асы, рискуя жизнью, «подрезают» перегруженный склон в то время, когда он закрыт для катания туристов. О противолавинных работах предупреждаются все гостиницы и отели, которые проводят разъяснительную работу со своими гостями. На фото ниже тренировочный прыжок Идриса Узденова (фото Тимофей Ногин).

 

 

За последние 10 лет на склонах Эльбруса проведена титаническая работа. Спланирован рельеф новых трасс, построены 3 очереди новой гондольной канатной дороги с пропускной способностью 1600 человек в час против 1200 человек в день на старом маятниковом вагончике. На опорах канатки установлены камеры видеонаблюдения. Инструктора горных лыж и сноуборда, а также горные гиды прошли обучение и сертификацию. Работа инструкторами ведется «в белую». Служба безопасности курорта Эльбрус следит за соблюдением правил безопасного катания. Нарушителя выявляются, у них изымается скипас.

 

В ущелье провели интернет. Почти в каждом отеле туристы могут воспользоваться бесплатным безлимитным Wi-Fi. Появились тротуары и остановки. Отремонтировано Баксанское шоссе. Причем 2 раза, до схода сели и после. Реконструированы все мосты верховьев Баксанского шоссе. В Тырныаузе, последнем крупном городе ущелья, построена современная развязка, полностью решившая вопрос с проездом на опасном участке около селевого канала.

 

Вместо 5 советских пансионатов в Приэльбрусье без всякой помощи государства выросли более 80 гостиниц. В Терсколе появился травмпункт, обслуживающий туристов со скипасом гондольной канатной дороги бесплатно.

 

Найти недостатки можно везде. Особенно если хочется их найти. Но грешить против истины не стоит. Наши спасатели лучшие. И одновременно ругать курорт за закрытие трасс и спасателей за плохую работу – это уже чересчур. Выбирать недорогой отель с не самыми лучшими отзывами и одновременно сетовать на невысокий уровень обслуживания – тоже сомнительная затея. А ругаться на работу бугеля, не понимая принцип его действия, конечно можно. Бугель железный. Он не обидится.

 

Сухой остаток:

В Приэльбрусье все хорошо. Снега много. Катайтесь по трассам. И будет вам счастье.